Дистрибуция – это направление маркетинговой деятельности компании, обеспечение физической возможности приобретения продуктов компании потенциальными потребителями, т.е. доступности этих продуктов для потребителей. Дистрибуция является одним из 4-х элементов классического комплекса маркетинга «4P» (Place).
Потребитель должен иметь физическую возможность приобретения продукта, иначе сделка просто не состоится. Поэтому обеспечение такой доступности является одной из важнейших задач маркетинга. Для решения этой задачи необходимо обеспечить потенциальному потребителю возможность:
выбрать продукт;
оплатить продукт;
получить продукт.
Принципиально важно учитывать, что все эти три возможности не обязательно должны быть востребованы потребителем в одном месте, в одно время. Потребитель может выбирать товары в одной торговой точке (или даже в нескольких), оплатить (купить) выбранный товар в другой торговой точке и пожелать фактически получить товар у себя дома через какое-то время. В случае же работы в сегменте B2B процесс выбора, оплаты и получения продукта может длиться годами.
Выбор продукта
Любой потребитель всегда хочет иметь выбор. Для этого он должен видеть более одного варианта удовлетворения его актуальной потребности и иметь возможность сравнить эти варианты между собой. Сравнение может происходить как в очной форме (например, в торговом зале розничной точки) так и заочно (по рекламным буклетам, по обзорам в прессе, по техническим характеристикам, по отзывам других потребителей и т.п.). Задача обеспечения потребителю возможности очного сравнения решается инструментами дистрибуции, заочного – инструментами продвижения (элемент комплекса маркетинга Promotion).
Оплата продукта
В настоящее время в мире существует огромное количество вариантов оплаты выбранного продукта – от наиболее распространенной оплаты наличными в торговой точке до оплаты бонусными балами мультибрендовой программы лояльности. Каждый потребитель может иметь собственные предпочтения формы оплаты. Чаще всего такие предпочтения определяются тремя факторами:
физическим удобством использования того или иного платежного средства (необходимостью иметь при себе какие-либо предметы или документы, количеством необходимых операций);
стоимостью использования платежного средства (оплачиваемая самим потребителем комиссия, а также другие необходимые платежи для работы с этим платежным средством);
финансовыми и прочими рисками (например, некоторые потребители боятся платить кредитными картами через Интернет, потому что мошенники могут завладеть введенными данными и получить доступ к банковскому счету потребителя).
Возможность для потребителя использовать предпочитаемое им средство платежа является лишним плюсом при выборе варианта удовлетворения своей потребности. Однако следует учитывать, что чаще всего расширение ассортимента способов оплаты для клиентов влечет дополнительные издержки. Необходимо найти баланс между наличием наиболее востребованных способов оплаты и издержками компании, с ними связанными.
Получение продукта
Под получением продукта может подразумеваться:
физическое получение товара потребителем;
получение документа, удостоверяющего право собственности на какой-либо объект (в т.ч. нематериальный);
получение полезности от приобретаемой услуги.
Эти формы получения продукта не являются взаимоисключающими. Например, при покупке автомобиля или квартиры потребитель должен получить и сам объект сделки, и документы на право собственности.
Ссылки на источники:
Автор - Михаил Полиенко, к.э.н.
Информация взята из портала: http://marketopedia.ru/